ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
28 октября 2008 г. N 433-З
ОБ ОСНОВАХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР
Статья 15. Документы и (или) сведения, представляемые вместе с заявлением заинтересованного лица
1. В перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, могут включаться лишь документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административной процедуры, которые могут быть представлены только заинтересованным лицом.
В перечни, указанные в части первой настоящего пункта, не могут включаться документы и (или) сведения, которые имеются у уполномоченного органа либо могут быть запрошены им самостоятельно от других государственных органов, иных организаций, а также из информационных ресурсов (систем).
Документ, подтверждающий внесение платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, в виде сбора (пошлины), представляется в соответствии с налоговым законодательством.
2. Для осуществления административной процедуры в случае подачи заявления в письменной либо устной форме запрещается требовать от заинтересованного лица представления документов и (или) сведений, кроме документов и (или) сведений, включенных в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, и документов и (или) сведений:
удостоверяющих личность гражданина;
подтверждающих служебное положение руководителя юридического лица, а также удостоверяющих его личность;
подтверждающих государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, если сведения о государственной регистрации таких субъектов не содержатся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
подтверждающих полномочия представителя заинтересованного лица;
подтверждающих согласие заинтересованного лица на представление по запросу уполномоченного органа другими государственными органами, иными организациями документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, содержащих информацию, касающуюся заинтересованного лица и относящуюся к коммерческой или иной охраняемой законом тайне, если заинтересованное лицо не представило такие документы и (или) сведения самостоятельно;
подтверждающих внесение платы за выдачу запрашиваемых уполномоченным органом документов и (или) сведений, если за их выдачу законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь предусмотрена такая плата и заинтересованное лицо не представило такие документы и (или) сведения самостоятельно.
Если в перечнях документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, не указано, подлежит ли представлению оригинал документа либо его копия, считается, что подлежит представлению оригинал документа либо его нотариально засвидетельствованная копия, за исключением случая, указанного в части третьей настоящего пункта.
Если в перечнях документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, указано, что подлежит представлению документ, удостоверяющий личность гражданина, считается, что подлежит представлению оригинал такого документа, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Если в перечнях документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, указано, что подлежит представлению копия документа, такая копия не требует нотариального или иного засвидетельствования либо заверения, если законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь не установлено иное.
3. При подаче заявления заинтересованного лица в электронной форме:
документы и (или) сведения, включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, подлежат представлению в электронной форме, соответствующей оригиналу представляемого документа или его нотариально засвидетельствованной копии. При этом не требуется подписания электронной цифровой подписью документов и (или) сведений, прилагаемых к заявлению заинтересованного лица, если иное не предусмотрено законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;
вместо представления документа, удостоверяющего личность гражданина, используются соответствующие сведения о гражданине, полученные при организации его доступа к единому порталу электронных услуг;
согласие заинтересованного лица на представление по запросу уполномоченного органа другими государственными органами, иными организациями документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, содержащих информацию, касающуюся заинтересованного лица и относящуюся к коммерческой или иной охраняемой законом тайне, если заинтересованное лицо не представило такие документы и (или) сведения самостоятельно, указывается в подаваемом заявлении;
внесение платы за выдачу запрашиваемых уполномоченным органом документов и (или) сведений, если за их выдачу законодательством предусмотрена такая плата и заинтересованное лицо не представило такие документы и (или) сведения самостоятельно, осуществляется с использованием платежной системы в едином расчетном и информационном пространстве. Сведения о внесении такой платы (учетный номер операции (транзакции) в едином расчетном и информационном пространстве или отметка о произведенном платеже, если указание этого номера не требуется для подтверждения факта оплаты) должны содержаться в подаваемом заявлении.
4. Документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административной процедуры, не включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, определяются законодательством об административных процедурах и запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно.
5. Заинтересованное лицо при подаче заявления вправе самостоятельно представить документы и (или) сведения, указанные в пункте 4 настоящей статьи.
Запрещается требовать от заинтересованного лица самостоятельно представить документы и (или) сведения, указанные в пункте 4 настоящей статьи.
6. Документы, выданные компетентными органами иностранных государств, кроме документов, удостоверяющих личность гражданина, принимаются при наличии их легализации (проставления апостиля), если иное не предусмотрено законодательством об административных процедурах, а также международными договорами Республики Беларусь. Указанные документы принимаются также без легализации (проставления апостиля) при невозможности ее осуществления (проставления) в конкретном государстве по объективным причинам, включая наличие вооруженного конфликта, массовых беспорядков, неблагополучной санитарно-эпидемиологической ситуации, в соответствии с уведомлением об этих причинах Министерства иностранных дел.
Документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на белорусский или русский язык, при этом верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариально, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными актами законодательства об административных процедурах.
Дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь принимают документы, выданные компетентными органами иностранных государств, без перевода на белорусский или русский язык при соблюдении следующих условий:
документ выполнен на одном из государственных языков страны аккредитации дипломатического представительства или консульского учреждения Республики Беларусь;
консульское должностное лицо, занимающееся рассмотрением административной процедуры с использованием такого документа, владеет иностранным языком, на котором он составлен;
административная процедура с использованием такого документа не предусматривает его направление дипломатическим представительством или консульским учреждением Республики Беларусь для рассмотрения в другие государственные органы, иные организации Республики Беларусь.
В случае запроса уполномоченным органом документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, перевод документов и (или) сведений, составленных на иностранном языке, на белорусский и (или) русский языки и нотариальное свидетельствование верности такого перевода или подлинности подписи переводчика обеспечиваются заинтересованным лицом.
Статья 30. Порядок обжалования административного решения
1. Заинтересованное лицо и третье лицо обладают правом на обжалование административного решения в административном (внесудебном) порядке.
2. Административная жалоба направляется в вышестоящий государственный орган (вышестоящую организацию) либо в государственный орган, иную организацию, к компетенции которых в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь относится рассмотрение таких жалоб (далее - орган, рассматривающий жалобу).
3. Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется после обжалования такого решения в административном (внесудебном) порядке, если иной порядок обжалования не предусмотрен законодательными актами.
В случае отсутствия органа, рассматривающего жалобу, административное решение уполномоченного органа может быть обжаловано непосредственно в суд.
Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращением граждан и юридических лиц» местными органами, являющимися ответственными за рассмотрение обращений по существу, связанных с регистрацией актов гражданского состояния, являются отделы записи актов гражданского состояния местных администраций районов в городах.
Решение отдела загс администрации Октябрьского района г. Минска по обращениям, связанным с регистрацией актов гражданского состояния, могут быть обжалованы в вышестоящих органах.