Рус Бел 简体中文 Eng

Адрес администрации:

220039, г.Минск, ул.Чкалова, 6

Телефон/факс:

+375 17 3970773

(приемная администрации)

Уголовно-процессуальный закон в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления разделяет уголовные дела на три категории: публичного, частно-публичного  и частного обвинения.

От отнесения уголовного дела к той или иной категории зависит порядок уголовного преследования и обвинения в суде.

Однако по причине незнания требований уголовно-процессуального законодательства в жизни возникает вполне реальная проблема с возбуждением уголовного дела частного обвинения после вынесения сотрудниками органов внутренних дел решения о прекращении проверки и привлечением виновных лиц к ответственности.

Прямым доказательством этому служит простой пример: за 9 месяцев 2012 г. УВД администрации Октябрьского района г.Минска вынесено более 60 решений о прекращении проверки по делу частного обвинения. Вместе с тем, судом района рассмотрено менее 10% уголовных дел данной категории. 

 В первую очередь следует определить, дела о каких преступлениях относятся к категории частных.

Согласно ч.ч.2, 3 ст.26 УПК Республики Беларусь делами частного обвинения являются дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 153, 177, ч.1 ст.178, ч. 1 ст. 179, ч. 1 ст. 188, ст. 189, ч.1 ст.202, ч. 1 ст. 203, ч.1 ст.216, ст. 217, ч.1 ст.316 и ч.1 ст.317 УК Республики Беларусь.

Кроме того, делами частного обвинения являются также дела о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст. 205, ч.1 ст.209, ч.1 ст. 211 и ч.1 ст.214 УК Республики Беларусь, совершенных в отношении лица, пострадавшего от преступления, членами его семьи, близкими родственниками либо иными лицами, которых оно обоснованно считает близкими. 

Если Вы желаете привлечь своего обидчика к уголовной ответственности, то необходимо соблюсти особый порядок возбуждения указанных уголовных дел.

Согласно ст.426 УПК Республики Беларусь уголовные дела частного обвинения возбуждаются лицом, пострадавшим от преступления, его законным представителем или представителем юридического лица путем подачи в районный (городской) суд заявления о совершении в отношении его одного из вышеуказанных преступлений.

При этом заявление должно содержать наименование суда, в который оно подается; изложение обстоятельств преступления, сведения о лице, его совершившем, и доказательства, подтверждающие виновность лица в совершении преступления; перечень лиц, подлежащих вызову в судебное заседание в качестве свидетелей; сведения о переводчике, эксперте, специалисте и иных лицах, которых заявитель считает необходимым вызвать в судебное заседание.

Заявление представляется суду в копиях по числу лиц, в отношении которых возбуждается дело частного обвинения. 

Особо обращаем Ваше внимание, что суд, признав, что заявление не отвечает указанным требованиям, возвращает его заявителю для приведения в соответствие с установленными требованиями и устанавливает для этого срок до десяти суток. Повторное обращение с заявлением по тем же основаниям после пропуска указанного срока не допускается.

В связи с изложенным подготовке данного заявления следует уделять особое внимание, отразив в нем ответы на вышеуказанные вопросы.

Судом в ходе разбирательства будут разъяснены Ваши права, среди которых право примириться с обвиняемым.

В случае принятия Вами такого решения производство по возбужденному уголовному делу частного обвинения подлежит прекращению на основании п.5 ч.1 ст.29 УПК Республики Беларусь. 

Если у Вас пропал кошелек с деньгами или исчезла шкатулочка с драгоценностями, какой-то хулиган нацарапал на автомобиле нецензурное слово либо по пьяни решил помериться силами, то с заявлением о произошедшем следует обращаться в органы внутренних дел.

Если же у Вас требуют некое денежное вознаграждение за благоприятное решение вопроса, избили сотрудники милиции, посягали на половую свободу или неприкосновенность, то с соответствующим заявлением следует обратиться в подразделения Следственного комитета Республики Беларусь.

По поступившему заявлению будет проведена проверка и вынесено одно из предусмотренных уголовно-процессуальным законом решение:

1. о возбуждении уголовного дела;

2. об отказе в возбуждении уголовного дела;

3. о передаче заявления по подследственности;

4. о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде уголовное дело частного обвинения. 

В случае отказа в возбуждении уголовного дела… 

В случае вынесения указанными органами постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и при несогласии с данным решением, Вы вправе обжаловать его в установленном ч.3 ст.178 УПК Республики Беларусь порядке.

Уголовно-процессуальный закон не предъявляет каких-либо особых требований к содержанию таких обращений.

Однако, кроме общих требований, определенных Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц»представляется целесообразным указывать в жалобе на решение об отказе в возбуждении уголовного дела, с каким выводом органа уголовного преследования Вы не согласны и почему, а также прилагать копию обжалуемого постановления. 

Порядок и сроки обжалования 

Согласно  ч.1 ст.139, ч.3 ст.178 УПК Республики Беларусь решения об отказе в возбуждении уголовных дел могут быть обжалованы прокурору или в суд, а аналогичные решения, принятые следователем, также начальнику следственного подразделения.

Данные обращения государственной пошлиной не облагаются.

Законодателем определены сроки подачи таких жалоб.

Согласно ч.1 ст.140 УПК Республики Беларусь жалобы на решения об отказе в возбуждении уголовного дела подаются в пределах срока давности привлечения к уголовной ответственности, а в случае, если такое решение принято по основанию, указанному в п.3 ч.1 ст.29 УПК Республики Беларусь (за истечением сроков давности), - в месячный срок со дня принятия соответствующего решения.

Сроки давности привлечения к уголовной ответственности согласно ч.1 ст.83 УК Республики Беларусь варьируются от двух (при совершении преступления, не представляющего большой общественной опасности) до пятнадцати лет (при совершении особо тяжкого преступления), за исключением случаев, установленных УПК Республики Беларусь.

Согласно ст.142 УПК Республики Беларусь начальник следственного подразделения, прокурор или судья в течение десяти суток по получении жалобы обязаны рассмотреть ее и уведомить заявителя о результатах рассмотрения.

 

В случае несогласия с ответом на жалобу 

Принятое прокурором решение по жалобе на решение об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть жалобу не позднее одного месяца со дня ее поступления.

Постановление судьи по жалобе на отказ в возбуждении уголовного дела вступает в законную силу немедленно, но может быть обжаловано лицами (их представителями), по заявлениям которых было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, или опротестовано прокурором.

Для сведения 

Прокуратурой Октябрьского района г. Минска осуществляется целенаправленная работа по обеспечению законности и правопорядка на территории района.

Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является соблюдения антикоррупционного законодательства всеми государственными органами, субъектами хозяйствования всех форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Противодействие коррупции требует системного подхода, должно гармонично сочетать в себе меры превентивно-профилактического характера и уголовного преследования за совершение коррупционных преступлений.

Прокуратурой района совместно с правоохранительными органами Октябрьского района г. Минска в 2012 году проделана определенная работа по борьбе с коррупцией.

В рамках надзора за исполнением законодательства в 2012 году проведены проверки соблюдения антикоррупционного законодательства в ПКУП «Водник», РУП «Институт почвоведения и агрохимии» и ОАО «Электроремонтный завод».

Директорам ПКУП «Водник» и ОАО «Электроремонтный завод» внесены представление об устранении выявленных нарушений. По результатам рассмотрения представлений предприятиями приняты меры по устранению указанных нарушений.

Во втором полугодии 2012 г. на заседании координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией в Октябрьском районе г. Минска рассмотрен вопрос о состоянии работы по борьбе с коррупцией, разработан комплекс мер, направленных на повышение эффективности работы по выявлению и пресечению коррупционных преступлений.

На заседаниях администрации Октябрьского района г. Минска с участием прокурора района в 2012 году дважды рассматривался вопрос исполнения законодательства по противодействию коррупционным преступлениям и правонарушениям.

Первостепенной задачей органов прокуратуры является защита прав и свобод, законных интересов граждан.

Так, в 2012 году  в прокуратуру района поступило 760 обращений граждан, из которых 492 разрешены работниками прокуратуры района.

Наиболее часто обжаловались действия и решения, принимаемые УВД администрации Октябрьского района – 338, судом района – 91, Октябрьского (г. Минск) районного отдела Следственного комитета Республики Беларусь – 74, администрацией района – 38.

По результатам рассмотрения обращений граждан прокурорам района принесено 14 протестов на незаконные решения должностных лиц, 4 лица привлечено к административной ответственности, 4 к дисциплинарной, вынесено 4 предписания об устранении нарушений законодательства, официально предупреждено 1 лицо.

Прокуратурой района проводится определенная работа, направленная на сокращение числа поступающих заявлений, рассмотрение которых относится к компетенции иных органов власти. Так, в ходе личного приема гражданам разъясняются положения Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями гражданам и юридических лиц», а также Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Проведенным прокуратурой района в августе 2012 года мониторингом соблюдения законодательства об охране труда и технике безопасности, организации строительного процесса на строительных площадках Октябрьского района г. Минска выявлены многочисленные нарушения требований вышеуказанного законодательства. По результатам мониторинга в адрес руководителей двух организаций вынесены предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда и технике безопасности, по требованию прокурора 16 должностных лиц привлечены к административной ответственности.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter