Рус Бел 简体中文 Eng

Адрес администрации:

220039, г.Минск, ул.Чкалова, 6

Телефон/факс:

+375 17 3970773

(приемная администрации)

В Конституции Республики Беларусь (ст.32), в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье (ст.185), в других нормативных правовых актах отражены основные положения, направленные на защиту детей, на их право жить и воспитываться в семье: «Все дети имеют право на жизнь в семье в кругу родителей и близких родственников, на их заботу и внимание», «родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении».  

Статья 191 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье закрепляет, что каждый ребенок имеет право на такое материальное обеспечение со стороны семьи и государства, которое необходимо для его полноценного физического и умственного развития, реализации природных наклонностей и талантов, получения образования в соответствии с его способностями в целях содействия гармоничному развитию личности и воспитанию достойного члена общества. Но, к сожалению, не в каждой семье можно применить данные критерии.

Проблема защиты прав детей неотрывна от проблемы жестокости в отношении детей. И сегодня проблема жестокости не становится менее актуальной, чем ранее, несмотря на общемировой гуманитарный прогресс.       

Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что появилось качественно новое явление – так называемое «скрытое» социальное сиротство, результат которого – безнадзорные дети. Эти дети формально живут в семьях, но их родители не занимаются их воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе, при этом имеющие место нарушения их прав  на нормальные жизненные условия, на защиту взрослых, на обеспечение образования, медицинского ухода и т.п. – не поддаются исчислению.   

Проблема защиты прав детей и обеспечения практического механизма действия Конвенции по правам ребенка на территории Белоруссии имеет сейчас для нашей страны огромное значение.

В настоящее время, когда решение социальных проблем по воспитанию молодежи стало первоочередной задачей общества и государства,  неизмеримо возросли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его гражданское, трудовое и общественное становление. Важная роль в выполнении этих задач принадлежит органам прокуратуры.

Задачи органов прокуратуры состоят в том, чтобы, осуществляя  надзора за точным и единообразным исполнением законов, наиболее полно обеспечить гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних.

Это вызвано социально-экономической обстановкой, которая отражается на всех отраслях жизни общества, прежде всего на положении семей, которые зачастую не могут обеспечить нормальное воспитание и условия для роста и развития детей. Все это приводит к росту беспризорности и безнадзорности, упущениям в системе школьного образования, в результате чего допускаются существенные нарушения законов и интересов подрастающего поколения.

Особое внимание  прокуратурой уделяется надзору за исполнением законодательства, направленного на обеспечение безопасности несовершеннолетних, защиту их права на жизнь, здоровье, законодательства о воспитании детей в семьях и защите их прав, максимально используя правовые средства для укрепления семьи и повышения ответственности родителей за воспитание детей.

Со стороны прокуратуры налажен контроль за исполнением Декрета Президента №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от  24 ноября 2006 года. В текущем году проведено 6 проверок по данному вопросу.  Проверки показали, что, несмотря на ряд мероприятий, проводимых заинтересованными службами района,  работа по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, требует дальнейшего совершенствования.

На органы прокуратуры возлагается надзор за исполнением Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Во исполнение данного Закона прокуратурой Октябрьского района г.Минска в 2012 году проведено 6 проверок, внесено 7 представлений об устранении выявленных нарушений.

Надлежащий надзор со стороны работников прокуратуры, тесное взаимодействие со всеми заинтересованными органами, привел к значительным результатам по снижению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних в районе. Согласно анализу статистических данных за 11 месяцев 2012 года окончено расследованием и направлено в суд 47 уголовных дел в отношении несовершеннолетних (11 месяцев 2011 года – 55). За указанный период к уголовной ответственности за совершение преступлений на территории района привлечено 24 несовершеннолетних.

______________________________________________________________

В учебном 2012/2013 году прокуратура Октябрьского района города Минска стала сотрудничать с Юридической клиникой БГУ для проведение  занятий по правовому просвещению школьников  учащихся в  Октябрьском районе г.Минска. Следует отметить, что занятия проводятся не в традиционной лекционной форме, а в обучающе-игровой, с использованием интерактивных методов обучения. Таким образом, можно добиться максимального участия и заинтересованности каждого ученика.

Занятия могут проводиться по следующим темам: «Административные правонарушения», «Уголовная ответственность», «Права ребенка», «Трудоустройство несовершеннолетних», «Насилие в семье». Определенная тематика выбирается школой, в которой планируется проведения такого занятия. Таким образом, ученики приобретают базовые знания о своих правах и как научиться их защищать.

Так 25 октября 2012 года в средней школе № 62 в 9 «А» классе помощником прокурора  Фесько Никитой Олеговичем совместно с сотрудниками Юридической клиники БГУ, проведено занятие на тему «Административное правонарушение»,  на котором были рассмотрены вопросы административной ответственности несовершеннолетних, с какого возраста наступает ответственность за совершение правонарушений и что делать, если подросток попал в отделение милиции. Были приведены примеры типичных административных правонарушений: мелкое хищение –  ст.10.5 КоАП Республики Беларусь, мелкое хулиганство – ст.17.1 КоАП Республики Беларусь, распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения – ст.17.3 КоАП Республики Беларусь.

Ученики с большим удовольствием участвовали в занятии, а вопросы задавали не только ученики, но и учителя. Рассказ об уголовной ответственности несовершеннолетних и примеры из практики, вызывали особенный интерес среди учащихся.

Прокуратура Октябрьского района г. Минска активно сотрудничает с учебными заведениями с целью профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и их правового просвещения.

__________________________________________________________

1 декабря 2012  в средней школе № 62 г.Минска состоялось ток-шоу «Здоровый образ жизни  или наркомания, курение, алкоголь – пути в бездну».

 В ток-шоу приняли участие представитель прокуратуры Октябрьского района г.Минска, инспектор ГАИ УВД администрации Октябрьского района г.Минска,  куратор направления «Streetlaw» учебной лаборатории «Юридическая клиника» юридического факультета БГУ, а также учащиеся медицинского колледжа.

Целью мероприятия была популяризация здорового образа жизни среди учеников, и информирование об ответственности за распитие спиртных напитков, курение в общественных местах, употребление наркотических средств.

Помощником прокурора Октябрьского района г.Минска Сергейчук Н.М. дан правовой анализ составов правонарушений, предусмотренных ст.ст. 17.3, 17.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП Республики Беларусь), т.е. за распитие спиртных напитков и курение в общественных местах, а также разъяснено об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств в Республике Беларусь.

За распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения предусмотрена административная ответственность по ст.17.3 КоАП Республики Беларусь, санкция которой предусматривает наказание в виде штрафа до 8 базовых величин, а за повторное нарушение – до 15 базовых величин и административный арест.

Общественными местами являются улица, стадион, сквер, парк, общественный транспорт и другие общественные места, кроме мест,  которые специально предназначены для употребления таких напитков.

В соответствии со ст.17.9 КоАП Республики Беларусь за курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 4 базовых величин.

Общий возраст, по достижению которого лицо может быть привлечено к административной ответственности в соответствии со ст.4.3 КоАП Республики Беларусь, составляет 16 лет. В связи с этим, если несовершеннолетний в возрасте до 16 лет совершит правонарушение, за которое в соответствии со ст.ст.17.3, 17.9 КоАП Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность, то ответственность за поступок несовершеннолетнего будут нести его родители, которых привлекут к административной ответственности за  невыполнение обязанностей по воспитанию детей (ст.9.4 КоАП Республики Беларусь), санкция которой предусматривает наказания в виде штрафа до 10 базовых величин, а если повторно – от 10 до 20 базовых величин, а проштрафившегося несовершеннолетнего поставят на учет в комиссию по делам несовершеннолетних.

 Следует отметить, что за незаконный оборот (изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку и пересылку) наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов предусмотрена уголовная ответственность по ст.328 УК Республики Беларусь, которая наступает с шестнадцатилетнего возраста (ч.1 ст.27 УК Республики Беларусь).

Санкцией статьи 328 УК Республики Беларусь предусмотрено наказание за  незаконные без цели сбыта изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов  в виде ограничения свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 2 до 5 лет, а при наличии цель сбыта - лишение свободы на срок от 5 до 8 лет с конфискацией имущества или без конфискации. В случае, если сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов осуществляется на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей или в месте проведения массовых мероприятий, лицо наказывается лишением свободы на срок от 8 до 13 лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Ученики с большим удовольствием участвовали в ток-шоу, задавали много вопросов, ведь не каждый день выпадает шанс встретиться с работниками прокуратуры и разрешить правовые проблемы. Даже после выхода из аудитории представителей прокуратуры поджидали заинтересованные ученики 9 класса, и еще половину урока Сергейчук Н.М. обсуждала с ними практические вопросы административной ответственности несовершеннолетних.

__________________________________________________________

Об исполнении законодательства о несовершеннолетних  за 2012 год 

Прокуратурой Октябрьского района г. Минска осуществляется целенаправленная работа по обеспечению законности и правопорядка, соблюдению гарантированных Конституцией прав и свобод личности, интересов общества и государства, строгого соблюдения законности всеми государственными органами, субъектами хозяйствования всех форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Одна из главных задач органов прокуратуры состоит в том, чтобы, используя положения по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов, наиболее полно обеспечить гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних.

За 2012 год проведена 21 проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодежи (2011 год – 23), в том числе:

  • о защите прав ребенка - 6 проверок;
  • о профилактике безнадзорности и правонарушений – 6 проверок;
  • о воспитании детей и защите их прав в неблагополучных семьях -2 проверки;
  • о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 6проверок;
  • иное – 1 проверка.

По результатам проверок внесено 14 представлений (2011 год -14), по актам прокурорского надзора привлечено к дисциплинарной ответственности 20 лиц (2011 год – 7).

В связи с ростом преступлений среди несовершеннолетних в районе в 2011 году, особое внимание прокуратурой района уделялось профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Прокуратурой района совместно с правоохранительными и иными государственными в 2012 году проделана определенная работа по предупреждению преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних.

За указанный период проведено 6 проверок, внесено 8 представлений, 18 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. Ежемесячно на совещаниях при прокуроре района анализировалась криминогенная ситуация среди несовершеннолетних в районе, разрабатывались мероприятия по ее стабилизации. Ежемесячно сотрудниками прокуратуры для проведения профилактических бесед приглашались подростки-правонарушители вместе с родителями и педагогами.  Данная практика достаточно эффективна и будет продолжена в текущем году.

В 2012 году  сотрудниками прокуратуры в учебных заведениях проведены лекции и беседы с учащимися и преподавателями, прокурорские работники также принимали участие в проведении акций на базе учебных заведений района и месячников правовых знаний, проводили профилактические беседы с учащимися, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Отчетный период характеризовался снижением преступности несовершеннолетних в районе (12 мес.2012 г.- 49)   по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ( 12 мес.2011 г. - 57   ) -  (- 14%; -8). Удельный вес составил 5,1 % (2011 г. – 4,4%). 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter