Наверняка каждый покупатель хоть раз сталкивался с приобретением некачественного товара. К сожалению, не все потребители знают, что свои нарушенные права можно отстоять, руководствуясь Законом Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей».
Любой потребитель имеет следующие права:
- просвещение в области защиты прав потребителей;
- информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (продавцах, поставщиках, исполнителях);
- свободный выбор товаров (работ, услуг);
- надлежащее качество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров (работ, услуг), надлежащую комплектность, надлежащее количество товара (результата работы);
- возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), в том числе на компенсацию морального вреда;
- государственную защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством;
- общественную защиту своих прав;
- создание общественных объединений потребителей.
Потребители имеют право на судебную защиту своих нарушенных прав. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по иска о нарушении их прав, предусмотренным законодательными актами о защите прав потребителей. Потребители вправе требовать материальной компенсации морального вреда.
По поручению потребителя общественные организации потребителей вправе обращаться с претензией к продавцу (изготовителю, исполнителю) с требованием устранения нарушений и возмещения потребителям причиненного этим нарушением ущерба. Общественные организации защиты прав потребителей вправе обращаться в суд с исками в защиту нарушенных прав потребителей. Например, в Республике Беларусь действует ОО «Белорусское общество защиты прав потребителей», ОО «Минская городская организация защиты прав потребителей» и др.
Закон о защите прав потребителей закрепляет перечень прав потребителя, которые он вправе предъявить к продавцу, исполнителю услуг или лицу, выполняющему работу.
Так, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: 1) замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; 2) соразмерного уменьшения покупной цены товара; 3) незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; 4) возмещения расходов по устранению недостатков товара.
Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги), отдельных этапов выполнения работы (оказания услуги), а также иные сроки, предусмотренные договором, или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель вправе по своему выбору: 1) назначить исполнителю новый срок; 2) поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; 3) потребовать соразмерного уменьшения установленной цены за выполнение работы (оказание услуги); 4) расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги).
При обнаружении отступлений от условий договора, ухудшивших результат работы (услугу), или иных недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель вправе по своему выбору потребовать: 1) безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); 2) соразмерного уменьшения установленной цены выполненной работы (оказанной услуги); 3) безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (оказания услуги), если это возможно. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; 4) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Пример: гражданин А. приобрел мобильный телефон. Через месяц телефон стал самопроизвольно выключаться, не работал музыкальный плеер. Возникает вопрос: какие действия необходимо выполнить гражданину А. с целью защиты своих законных прав как потребителя? Прежде всего, необходимо устно или письменно обратиться к продавцу с претензией. При себе нужно иметь чек, подтверждающий факт покупки и гарантийный талон. Продавец должен отправить телефон в сервисный центр, где в течение 14 дней должны выяснить причину неполадок и безвозмездно их устранить. Несоблюдение указанного срока является нарушением законодательства и покупатель в данном случае вправе потребовать либо замены товара, либо возврата денег. Законодательство о защите прав потребителей оперирует таким понятием как «гарантийный срок». Гарантийный срок - календарный срок, установленный в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, предусмотренные законодательством или договором, в течение которых товар (результат работы, услуга) должен соответствовать требованиям к его качеству, определенным в порядке, установленном законодательством. Таким образом, в течение гарантийного срока товар имеет право обслуживаться бесплатно.
Знай свои права и ты сможешь всегда их защитить!
Помощник прокурора
Октябрьского района г.Минска
юрист 3 класса Н.С. Яворская