Александровский - Кагановичский - Октябрьский
Александровской называли эту территорию Минска со времен Российской губернии, то ли потому, что границы ее начинались от реки Свислочь, у Александровского моста, то ли от Александровской улицы (ныне М. Богдановича), только первоначально границы ее простирались «от реки Свислочь, Московско-Брестской железной дороги, и от Коломенской улицы (современной улицы Свердлова) до Либаво-Роменской магистрали»…
Город наш издревле лежал на пересечении путей Восток – Запад. Одним из старинных путей сообщения являлся Койдановский тракт, а далее - на Брест. Этот торговый шлях так же входил в ту самую Александровскую полицейскую часть (тогдашнее административное деление города). Вокруг него стали формироваться поселения (предместья). Предместья войдут в черту города после знаменательного события – открытия в 1871 и 1873 годах железнодорожных путей Московско-Брестского и Либаво-Роменского направлений.
С этого времени древний торговый шлях превращается в деловой капиталистический центр. Прибывающих с запада встречает Брестский, или Александровский, вокзал (названный в честь Александра 1). С востока – Либаво-Роменсий, или Виленский (Либавой в прежние времена называли город Лиепая). Брестский вокзал наделен был чертами модного в то время стиля «модерн». Виленский – из красного обожженного кирпича, нарядный, особой кладки с двумя башенками в стиле а-ля русский терем. К сожалению, ни одно, ни другое здание вокзалов не сохранилось до наших дней: Брестский был разрушен в дни белопольской оккупации, Виленский – немецкими захватчиками. Только страницы истории донесли до нас драматические события, связанные с Привокзальной площадью. Это курловский расстрел мирной демонстрации горожан и связанные с ними многочисленные аресты.
Одно из предместий вошло в историю Минска под названием Уборки. В него входили сегодняшние улицы Фабрициуса, Добромысленский переулок, поселок Грушево, Суражская. Скорее всего, название предместья произошло от понятия «убирать урожай». За железнодорожным полотном селился трудовой люд, содержащий свои сады и огороды, и чей уклад жизни почти ничем не отличался от сельского. Да и сам район Уборок долгое время имел вид деревенский.
…В 1905 году с Брестского и Виленского вокзалов было налажено движение дачных поездов – в живописных пригородах Курасовщине и Серебрянке в те годы разворачивалось дачное строительство. Курасовщина на долгие десятилетия связана с Октябрьским районом. Район улицы Брылевской (ныне Воронянского) был когда-то урочищем Курасовщина, в центре которого на холме стоял помещичий дом с прекрасным живописным парком вокруг Белой дачи помещика Курасова.
После революции 1917 года полицейские части номер 4 и 5, под которыми числилась Александровская, меняются на милицейские, изменяются и границы. Теперь они проходят по реке Свислочь до татарской улицы (ныне Димитрова), по улицам Воскресенской (Витебской), Немигской (Немига), Коломенской (Свердлова) и Игуменскому тракту (Маяковского).
А в 1921 году Минск делят на три района (по мотивам целесообразности): Александровский, Ляховский, Центральный. За Александровским прочно закрепляется еще одно название, народное – Железнодорожный. Железнодорожный узел – это паровозное и вагонное депо, две сортировочные поездных составов, товарная станция, крупные предприятия: металлообрабатывающий завод «Энергия», и чугуннолитейный (ныне им. Кирова).
Во время интервенции 1920 года многие предприятия, вокзалы, здания, дома были сожжены и разрушены. И именно железнодорожники – путейцы и обходчики, эксплуатационники и паровозники – без приказов и постановлений активно взялись за восстановление железнодорожного хозяйства. Вообще железнодорожный узел можно было назвать «государством в государстве». Железнодорожное братство было известно всему городу. Они умели постоять по принципу «один за всех и все за одного», могли противостоять, если понадобиться любому натиску (нажиму) со стороны власти.
Железнодорожники слыли в городе рачительными и состоятельными хозяевами. У них было все своё: и больница с поликлиникой, и две школы, и даже баня ( и сегодня работает на Московской). И церкви были свои – старинные, построенные на добровольные пожертвования прихожан. Собор Казанской Божьей Матери выходил за рамки провинциального храма. Это была огромная белокаменная церковь, с двумя шатровыми куполами. И ее горожане нарекли «железнодорожной».
В названиях улиц детально отображается железнодорожная терминология: Пакгаузная, Железнодорожная, Вокзальная, Паровозная и др. Но в марте 1938 года Александровский район официально уступает свое имя соратнику Сталина Лазарю Кагановичу. Постановление Президиума Центрального исполнительного комитета БССР
Отныне основной улицей Кагановичского района является Брилевская. Имя Чкалова улица получила после гибели легендарного летчика и в связи со строительством первого минского аэропорта. Кстати, проект разработал известный сегодня всем минчанам народный архитектор Георгий Заборский.
В предвоенные годы в районе появляются обувная фабрика (будущее объединение «Луч»), швейные фабрики имени Крупской и «Октябрь»,Щетинно-щеточное производство, кожевенный завод «Большевик» (он первым в Советском Союзе освоил выработку высококачественного хрома), галантерейная фабрика.
На территории района вырастают корпуса невиданного доселе главного учебного заведения республики – Белорусского государственного университета, прозванного за нестандартное решение проекта и определенное назначение университетским городком. Кроме высшего учебного заведения, в районе образовательный реестр продолжают педагогический, медицинский институты, радиотехникум, 11 средних школ…
Война 41-го нарушила мирные и созидательные планы. Послевоенное время: разруха, голод, продовольственные карточки, болезни. В районе из 1645 жилых домов 860 уничтожены. Санитарное состояние оставляет желать лучшего, разрушен железнодорожный вокзал, университетский городок, растащено оборудование фабрик и заводов. Приходилось все начинать сначала.
В 47-м были отменены карточки на продовольствие и промышленные товары, проведена денежная реформа. В районе действуют два колхозных рынка – Суражский (ул. Фабрициуса) и Червенский (ул. Маяковского), покупателей обслуживают государственные магазины и кооперативная торговля (коопторги).
Строятся новые предприятия: тонкосуконный комбинат, мебельная и мельничная фабрики, маргариновый завод, тепличный комбинат, призванный снабжать горожан зеленью, увеличивается мощность мясокомбината и пивоваренного завода. По улице Мясникова возводится многоэтажный и многоквартирный дом для трудящихся тонкосуконного комбината.
В связи с развенчанием культа личности Сталина, «учитывая пожелания коллективов предприятий, организаций, учреждений», принято решение 05 июля 1957 года переименовать район. Отныне он будет называться Октябрьским …
И снова район меняет не только имя, но и границы. По административному делению границы пяти районов г. Минска были изменены в 1964 году. Для Октябрьского района они значились так: «От столба городской черты №253 по оврагу ( мимо ДСК –1) по улице Прилукской, Розы Люксембург, до железной дороги Минск – Молодечно, вдоль железной дороги до западного моста, по улице Бобруйской, Привокзальной площади, улице Ульяновской до площади Октябрьской, далее по реке Свислочь до городской черты, по городской черте до окружной дороги, по окружной дороге снова на городскую черту и до столба №253».
На эмблеме Октябрьского района появились изображения воздушных авиалиний, стальных магистралей и знак – символ электроники.
Ныне Октябрьский район - это крупный промышленный, транспортный, научный и культурный центр города Минска. Расположен район в южной части города между железными дорогами Минск – Брест и Минск – Гомель. В его состав входят промышленный узел Колядичи и микрорайон Сокол. Население района составляет 155 448 тыс. человек, площадь — 2202,39 га.
Промышленный узел «Колядичи» вошел в состав Октябрьского района города Минска в 1985 году. Занимаемая площадь составляет около 200 га.
Расположенный в живописном месте среди сосновых лесов и березовых рощ поселок Сокол был создан для работников будущего Национального аэропорта «Минск» (в то время аэропорт «Минск–2»). Вскоре поселок и аэропорт были подчинены администрации Октябрьского района города Минска. Построены жилые дома, котельная, предприятия бытового обслуживания, магазины, школа, детский сад и центр внешкольного развития. При аэропорте почти сразу была организована служба коммунально-бытового обслуживания, ныне — эксплуатационное коммунальное унитарное предприятие «СоколКоммунСервис», которое решает вопросы жилищно-коммунального хозяйства, занимается ремонтом и благоустройством. Сейчас Сокол — это гармонично развитая, комфортная, благоустроенная городская структура, современный микрорайон Октябрьского района столицы Беларуси — города Минска.
Обслуживают жителей и гостей столицы крупнейшие в Республике Беларусь железнодорожный вокзал и РУП «Национальный аэропорт «Минск»