Понятие заработной платы «в конверте».
Под зарплатой «в конверте» принято понимать, как правило, формы оплаты труда работников, операции по которым не отражаются в регистрах бухгалтерского учета и не оформляются документально нанимателями. То есть наниматель выплачивает работнику «вознаграждение» сверх суммы зарплаты, установленной согласно штатному расписанию, без его документального оформления, а также в случаях когда наниматель принимает на работу работников по устной договоренности (без оформления необходимых документов), и все причитающиеся за работу выплаты производит не оформляя документально (из рук в руки). В таком случае работодатель не начисляет и не уплачивает обязательные страховые взносы (далее – взносы) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) и подоходный налог с физических лиц.
Основная причина создания таких схем – отсутствие желания работодателя платить взносы в бюджет фонда и налоги, а также соблюдать нормы трудового законодательства.
Последствия выплаты заработной платы «в конверте» для работника, который соглашается на выплату неофициальной заработной платы.
Основным источником выплат пенсий и пособий по временной нетрудоспособности в Республике Беларусь являются взносы, которые уплачиваются работодателями за каждого работника в бюджет фонда. Уплаченные взносы в бюджет фонда носят персонифицированный характер и отражаются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных граждан.
Право на выплаты по государственному социальному страхованию на случаи временной нетрудоспособности, беременности и родам, инвалидности, достижения пенсионного возраста, потери кормильца, потери работы, смерти застрахованного лица или члена его семьи приобретается в зависимости от уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.
Получатели заработной платы «в конверте», как правило, соглашаются с такой формой оплаты труда, но только до тех пор, пока не столкнутся с проблемами по здоровью или не наступит пенсионный возраст.
Также, определёнными рисками для работника при получении заработной платы «в конверте» являются: отсутствие отпускных, расчета при увольнении; в случае любого конфликта с работодателем не получить заработную плату; отсутствие социальных гарантий, связанных с сокращением, простоем, обучением, несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием и другими жизненными ситуациями; получить отказ в выдаче визы для выезда за границу; отсутствие возможности получить рассрочку, кредит в банке на покупку жилья, оплаты обучения, лечения и т.д.
Способы контроля за нанимателем со стороны работника.
Зачастую работники даже не подозревают о том, что получают неофициальную заработную плату.
Убедиться в достоверности представленных работодателем сведений о стаже и зарплате, с которой уплачиваются взносы в бюджет фонда, можно получив выписку из индивидуального лицевого счета:
бесплатно – в органах Фонда (https://ssf.gov.by/ru/contacts-ru/). При обращении необходимо предъявить свидетельство социального страхования, документ, удостоверяющий личность.
Платно - в отделениях почтовой связи (код услуги 3.25.02); при наличии личной электронной цифровой подписи на Едином портале электронных услуг portal.gov.by (код услуги: 3.25.02-ф).
Также, с 1 февраля 2023 года для застрахованных лиц на платформах Google Play, App Store и AppGallery доступно для скачивания мобильное приложение «ФСЗН», которое позволяет в удобном для пользователя месте и в любое время получить доступ к информации, содержащейся на его индивидуальном лицевом счете. Подробнее о его возможностях можно узнать на официальном сайте Фонда в разделе «Мобильное приложение».
В случае выплаты заработной платы «в конвертах» работник может обратиться в органы Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля, налоговые органы, органы Фонда социальной защиты населения.
Последствия выплаты заработной платы «в конверте» для работодателя.
Выплачивая зарплату «в конверте» наниматель не доплачивает взносы в бюджет фонда. Органы Фонда имеют право осуществлять доначисление взносов до суммы взносов, подлежащих уплате в соответствии с законодательными актами, в том числе при установлении фактов умышленного неначисления и неуплаты взносов, на основании результатов проверок и иных контрольных мероприятий уполномоченных государственных органов независимо от факта отражения плательщиком доначисленных взносов в регистрах бухгалтерского учета.
При доначислении таких платежей за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату уплаты взносов в бюджет фонда, в соответствии со сроками уплаты.
В случае если сумма такой недоплаты превысит 20 базовых величин, то к должностному лицу нанимателя будет применена административная ответственность в виде штрафа от 2 до 20 базовых величин (статья 12.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
За уклонение от уплаты взносов предусмотрена уголовная ответственность (статья 243-3 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Справочно: Октябрьским районным отделом Минского городского правления Фонда социальной защиты населения за 11 месяцев 2024 г. по результатам всех профилактических и контрольно-аналитических мероприятий на основании материалов уполномоченных органов на суммы выплат заработной платы «в конвертах» в отношении 14 субъектов хозяйствования доначислены взносы в сумме более 3,4 млн. рублей. Благодаря проделанной работе восстановлены социальные права более 179 работникам.
Октябрьский районный отдел Минского городского управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.