Качан Елена Петровна, психолог учреждения здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансе»
В некотором смысле наша юность и средний возраст - это своего рода тренировочный период для неожиданного удовольствия быть взрослым человеком.
В одном психологическом исследовании, которое проводилось в 2006 году, группу 30-летних и 70-летних спрашивали, какая из двух возрастных групп на их взгляд будет более счастливой. Оба они выбрали 30-летних. Но когда этим группам задали вопрос об их собственном субъективном счастье, 70-летние оказались на высоте.
Психологов и других исследователей уже давно заинтриговали подобные открытия: старость часто определяется не печалью, страхом и сожалением, а, скорее, миром, благодарностью и удовлетворением. Удивительно, но на сколько счастливы пожилые люди на столько же несчастным является средний возраст. Удовлетворенность жизнью, кажется, следует U-образной траектории, с ее двумя вершинами в детстве, когда мир представляет собой один большой тематический парк, и в старости, когда мы были на всех аттракционах тысячу раз и совершенно довольны тем, что просто наблюдаем. Серидинный возраст между этими двумя точками, когда нам 40–50 лет, когда наши силы, потенциал и продуктивность максимальны и мы должны чувствовать себя счастливее, - удовлетворенность жизнью достигает дна.
Как показывают исследования, буква U верна для всех стран, культур и уровней дохода. В этом есть большой смысл. Во-первых, для поддержания всей этой мощи и производительности требуется много работы, и это происходит в тот самый момент, когда другие нагрузки становятся самыми сильными - воспитание детей, оплата ипотеки и оплата счетов за обучение этих детей. Ваше оценочное счастье (то, как ваша жизнь выглядела бы с точки зрения богатства, достижений и стабильной семьи) может сильно отличаться от вашего эмоционального счастья (того, как вы на самом деле себя чувствуете). Жизнь, которая выглядит счастливой, не обязательно воспринимается как счастливая.
Какие же психологические изменения происходят в процессе старения человека? Старение и старость не являются болезнью, патологией, хотя в этот период происходят сложные изменения в строении и функционировании всех систем организма. Процесс психического старения индивидуален, каждый старится по-своему, но вместе с тем существуют некоторые общие закономерности психического старения человека.
С возрастом отмечается потеря психологической гибкости и способности к адаптации. Любовь к новому, неизвестному сменяется стремлением к устойчивости и надежности.
В процессе старения происходит постепенное снижение адаптации, т.е. способности приспосабливаться к сложным или непредвиденным жизненным ситуациям — как к большим переменам, так и серьезным изменениям в жизни. Однако, поскольку старение — внутренне противоречивый процесс. Наряду с явлением угасания возникают и важные приспособительные механизмы.
Многие из этих адаптационных механизмов последовательно закреплены и закономерно наступают на поздних этапах индивидуального развития. Выраженность адаптационных механизмов во многом определяет темп старения отдельных систем и продолжительность жизни организма в целом.
Для того чтобы долголетие рассматривать как достижение человеческой цивилизации, социального прогресса, необходимо людей преклонного возраста рассматривать как особую группу, как носителей знаний и опыта. По отношению к старости и старым людям можно судить о зрелости данного общества, так как существенное значение имеет тот факт, что старость, как и отрочество, в любой культуре обозначена не только биологическими факторами, но и в значительной мере определяется факторами общественной природы.
Старость является не статическим состоянием, а динамичным процессом. Она связана со специфическими изменениями условий жизни, многие из которых имеют негативную окраску. К таким изменениям относят утрату общеизвестного положения, связанного с выполнявшейся работой, снижение физических возможностей, ухудшение экономических условий жизни, изменение функций в семье, смерть или угрозу утраты близких людей, необходимость приспосабливаться к изменениям.
Позитивные стороны изменения жизненной ситуации проявляются в наличии большого количества свободного времени, возможности свободно заниматься любимым делом, посвящать себя развлечениям или хобби и др.
Итак, в период наступления поздней взрослости человек сталкивается с необходимостью решения совершенно новых для него проблем, связанных с изменением его социального положения, ролевой непосредственностью, собственными возрастными изменениями. Существует необходимость перемены прежнего образа жизни, перестройки существующего динамического стереотипа поведения, принятия новой социальной роли, изменения самовосприятия.
Кроме внешних изменений, происходят изменения в представлении человека в отношении самого себя. Новое видение самого себя может побудить к перестройке субъективной картины мира. Для человека является значимым и важным, чтобы мир был знакомым, безопасным. Чувства беспомощности и бесполезности являются источником страха и апатии.
Не существует единого, универсального способа приспособления к старости. Влияние оказывает и личность самого человека, его поведение, привычки, потребность в социальных контактах и любимый стиль жизни. Так, для одних оптимальным является совместное проживание с детьми и внуками, для других — самостоятельность, независимость, возможность заниматься любимым делом.