Рус Бел 简体中文 Eng

Адрес администрации:

220039, г.Минск, ул.Чкалова, 6

Телефон/факс:

+375 17 3970773

(приемная администрации)

Либо Наталья Витольдовна, врач-психотерапевт, заведующий отделением учреждения здравоохранения «Минский городской клинический центр  психиатрии и и психотерапии»

Сейчас всем известно, что люди «обладают
комплексами». Не так хорошо известен,
хотя намного более важен с точки зрения
теории тот факт, что комплексы могут
обладать нами.
К.Г. Юнг

Комплексы и их влияние на взаимоотношения.

Слово «комплекс» прочно вошло в словарь современного человека. Мы говорим про комплекс неполноценности, комплекс Наполеона, Эдипов комплекс и не задумываемся об их истинном, изначальном значении.

Немного теории.

Основатель аналитической психологии К.Г. Юнг внес свои представления о психической структуре индивида в существовавшую теорию З. Фрейда. По Юнгу психика имеет 3 части: Эго; Личное бессознательное; Коллективное бессознательное.

Эго- это то, что индивид осознает.

Личное бессознательное примыкает к Эго и состоит из вытесненных (ранее бывших сознательными) переживаний и переживаний, настолько слабых, чтобы достичь сознания. Между личным бессознательным и Эго происходит взаимообмен. Что-то вытесняется из Эго, что-то всплывает и осознается из личного бессознательного. Структурные единицы Личного бессознательного- Комплексы.

Коллективное бессознательное лежит за пределами индивида, является носителем опыта филогенетического развития человечества. Юнг пишет: «коллективное бессознательное- нечто вроде осадка опыта и одновременно – образ мира как некая его априорность». В глубинном слое коллективного бессознательного лежат изначальные общечеловеческие образы (Архетипы), а само по себе оно объективно, в отличие от субъективного личного бессознательного.

Впервые общественность узнала о комплексах из уст основателя психоанализа Зигмунда Фрейда.

Теорию комплексов значительно расширил, переработал, детализировал основатель аналитической психологии, ученик, а затем идеологический противник З. Фрейда Карл Густав Юнг.

По Юнгу, комплекс- агломерация ассоциаций аффективного характера. Если сказать более простым языком, то это совокупность эмоциональных реакций, связанных одной или несколькими близкими темами, имеющими травматическое происхождение. Комплекс- организованная вокруг ядра (Архетипа) группа чувств, мыслей, перцепций, воспоминаний, существующих в личном бессознательном.

Мы склонны предполагать, что полностью управляем своими эмоциями, реакциями, действиями. Но существование комплексов бросает вызов этим наивным предположениям. З. Фрейд в своих лекциях «Введение в психоанализ» подробно излагает процессы психики при наших так называемых ошибках, «забывчивости», оговорках, описках….

К. Юнг при исследовании реакций пациентов при проведении ассоциативного теста выявил возможные нарушения реагирования: задержки с ответом, странные ассоциации, отсутствие их. Эти нарушения вызваны ничем иным как комплексами, которые активируются посредством ассоциаций. В момент активации комплекса наше сознание как будто не принадлежит нам. Мы не можем полностью контролировать усилием воли эмоции, вызванные комплексом. Это ситуация, когда комплекс владеет нами.

В своей статье «Обзор теории комплексов» К. Юнг отмечает исключительную значимость комплексов в психической, и соответственно, в обыденной жизни. Мы, сами того не зная, постоянно сталкиваемся с теми или иными комплексами.

«Как правило, любой комплекс играет заметную роль в бессознательном, что, естественно, в той или иной степени гарантирует ему свободу действий. В подобных случаях его могущество в процессе ассимиляции становится особенно заметным, поскольку бессознательное помогает комплексам ассимилировать даже Эго, в результате чего возникает мгновенное изменение личности, известное как идентификация с комплексом».

Комплекс всегда сильно эмоционально заряжен, бессознателен, целостен, автономен, энергоемок и «ведет себя как одушевленное чужеродное тело в сфере сознания».   Комплекс обычно подавляется усилием воли, но его существование не подвергается серьезной опасности, и при первой же возможности проявляется с прежней силой.

В ядре комплекса лежат Архетипы. Личное бессознательное связано с Коллективным. Архетипы представляют собой некую библиотеку образов, которые мы получаем по наследству. Эти образы врожденные и определяют нашу шаблонную реакцию на ситуацию, выработанную поколениями. В действии Архетипов – стремление к выживанию. Осмысление сути Архетипов дает власть над ними, приводит к осознанию истинных причин явлений и ситуаций, помогает сделать выбор. Осознанный выбор- проявление индивидуальности. Индивидуальность- противоположность архетипичности.

Рассмотрим Негативный комплекс матери.

К. Юнг в работе «Душа и миф, 6 архетипов» выделяет: «Этиологическое и травматическое воздействия, исходящие от матери, должны быть разделены на две группы: 1) те, которые соответствуют чертам характера и отношениям, действительно свойственным матери, и 2) те, которые относятся к чертам, лишь по видимости присущим матери, и которые состоят из более или менее фантастических (т.е. архетипических) проекций со стороны ребенка.»

Активированный Негативный комплекс Матери может существенно влиять на судьбу женщины. К. Юнг отмечает: «Негативный аспект заметен в женщине, у которой основной целью является рождение детей. Муж для нее уходит на второй план; он прежде всего - инструмент для произведения потомства, и она считает его лишь объектом, о котором нужно заботиться так же, как и о детях, бедных родственниках, котах, собаках и домашнем хозяйстве. Даже собственная личность приобретает для нее второстепенное значение, она часто остается совершенно бессознательной к этому; она живет лишь для других и ее жизнь протекает в более или менее сложной идентификации со всеми объектами ее заботы».

К. Юнг описывает и другой вариант Негативного комплекса Матери. «Усиленный Эрос придает ненормальное значение личности другого человека. Ревность к матери и желание превзойти ее становится лейтмотивом последующих действий, которые часто оказываются губительными. Для женщины этого типа становятся самоцелью романтические и сенсационные происшествия, и она интересуется женатыми мужчинами не столько ради них самих, сколько из-за их женатого положения и, следовательно, возможности разбить брак, что является единственной целью ее усилий».

Такой паттерн поведения в глубоком смысле имеет и позитивное значение. Так, мужчина, обретя комфорт и спокойствие в браке, бессознательно провоцируют жену на неверность, чтобы получить стимул к развитию собственной Души и отношений в семье. «Она не остановится перед тем, чтобы разрушить тот комфортабельный покой, который так опасен для личности мужчины, но который зачастую рассматривается им как супружеская верность. Это самодовольство приводит его к полной бессознательности в отношении своей собственной личности и к тем, по общему мнению, идеальным бракам, где мужчина является только отцом, а женщина – матерью».

Негативный аспект Комплекса Матери очень глубок и действует исподволь, как отравленный воздух ,  проникая во все сферы жизни женщины. Действуя наперекор матери, дочь обрекает себя на постоянную сверку с ней, с ее установками. Это мешает дочери стать наконец взрослой и отделиться от матери психологически.

К. Юнг говорит, что «она находится в полной растерянности, когда речь идет о выборе ее собственной судьбы. В негативной форме противостояния все ее инстинкты сконцентрированы на матери, и поэтому они бесполезны в формировании ее жизни. Следует ли ей выходить замуж, если замужество будет использовано с единственной целью избавления от матери, или же злая судьба наградит ее мужем, который разделяет все существенные черты характера ее матери?»

Выход из этой сложной ситуации возможен только через Архетип Матери, когда наше детское несовершенное восприятие матери обогащается нуминозными чертами, мифами, легендами, сказками, и посредством такого восприятия Образ Матери становится более объемным, живым, многомерным. Наша родная мама становится более человечной и реальной, претензии к ней уходят, детские обиды растворяются. «Нельзя избавиться от комплекса матери, слепо сведя мать до человеческих размеров. Кроме того, мы рискуем разложить опыт «Матери» на атомы, уничтожив, таким образом, что-то чрезвычайно ценное, и не воспользоваться золотым ключом, с помощью которого добрая фея ведет нас к нашей колыбели. Вот почему человечество всегда инстинктивно добавляло к настоящим родителям предсуществующую божественную пару - «крестных» мать и отца - с тем, чтобы в своей бессознательности или недальновидном рационализме человек никогда не забывался настолько, чтобы наделить божественностью своих родителей.»- так говорит об этом К. Юнг.

Негативный комплекс отца

Отец  начинает влиять на ребенка позже, чем мать. Обычно это происходит в возрасте после полутора лет. И это отличное от материнского влияние. Отец дает внутреннее право быть, проявлять себя, дает чувство защищенности, безопасности, у девочки формирует самооценку ее как женщины, доверие к мужчине, веру в Высшее. В сердцевине отцовского комплекса лежит Архетип Великого Отца.

Архетипический образ Отца – это образ всех стихийных сил, готовых помочь или навредить. Он определяет отношение к мужчине, к закону и государству, к разуму и духу, к динамике природы. Архетип Отца способствует развитию духовных ценностей и интересов у человека.

В отношении отца Юнг рассматривает следующие темы:

  1. отец как противоположность матери – воплощение всех ценностей и свойств;
  2. отец как «информирующий Дух», представляющий духовный принцип, персонифицированный двойник Бога-Отца;
  3. отец как модель Персоны для сына, как то, из чего сын должен вычленить себя;
  4. отец как первый «возлюбленный» и образ Анимусадля дочери.

Когда не складываются подлинные отношения с отцом, на ребенка влияет негативный комплекс отца, бессознательно определяя для дочери ее будущего партнера.  Дочь может найти себе отсутствующего мужа, обесценивающего женщин и женское.

Так же влияние негативного комплекса отца видно и в трудовой деятельности женщины. Сложные отношения с начальником, избыточная ответственность из-за страха оценки, склонность чувствовать вину за все происходящее, неловкость отдавать распоряжения- далеко не полный список трудностей, с которыми может столкнуться женщина с негативным отцовским комплексом.

В личной жизни таких женщин постоянная триангуляция любовных отношений вызывает ассоциацию с вечным поиском недоступного отца. Может быть и другой вариант, когда явно выражается негатив в сторону мужчин, бессознательно при этом существует жажда близких отношений.

Кроме базовых родительских комплексов есть множество других комплексов, развитие  которых связано с особенностями детско-родительских отношений.

Например, комплекс Отшельника. Из названия понятно, что человек с таким комплексом будет избегать компаний, деятельности в команде, с трудом будет устанавливать близкие отношения. Бытие в социуме для него испытание. Лучше всего он чувствует себя наедине с книгой или ноутбуком. Это часто интеллектуал, мыслитель, его идеи оригинальны, креативны. Но до практического внедрения своих проектов дело доходит крайне редко, так как человек с комплексом Отшельника оторван от реальности и очень непрактичен. Боится раскрыться и довериться в отношениях. Если влюбляется, то страстно. Его жизнь всегда на краю, на грани, с надрывом, есть внутренняя потребность доказывать самому себе свое право на существование. Быть рядом с таким отшельником совсем непросто, многие не выдерживают. И Отшельник остается один…

Или комплекс Покинутого. Когда-то ребенок познал сладость близких отношений с мамой, но эти отношения внезапно нарушились. Ребенок почувствовал себя оставленным, брошенным. Для взрослых людей с таким комплексом наибольшую ценность составляют именно отношения. И неважно, какого качества эти отношения, комфортно ли им в них, ценят ли их, есть ли возможность удовлетворять свои потребности. Важно, что человек не одинок. Такие люди готовы жертвовать своими интересами, временем, зачастую и здоровьем, для того, чтобы их партнеру было хорошо. Часто они связывают свою жизнь с людьми, зависимыми от алкоголя или наркотиков, терпят психологическое и физическое насилие, только чтобы не проживать травму покинутого ребенка.

Иногда люди с комплексом Покинутого внезапно разрывают отношения, бросая партнера первым, чтобы защититься от страха быть брошенным.

Комплекс Власти разыгрывается в плоскости желания подавить человека или быть униженным. Все проявления в жизни такие люди рассматривают через призму владения\унижения. Бессознательно люди с комплексом Власти будут конкурировать, конфликтовать, самоутверждаться в любых отношениях, будь то в семье, на работе или в кругу друзей. Зачастую они очень успешны в социуме, окружены людьми, но подлинной близости не возникает, так как комплекс власти не позволяет установить доверительные отношения, раскрыться другому, позволить себе быть уязвимым.

Захваченность или сильная выраженность комплекса заставляет человека всегда реагировать определенным способом, помогает это ему или вредит. В течение длительного времени у человека вырабатывается жизненный сценарий. Для каждого комплекса свой сценарий, эти сценарии могут взаимодополнять и хорошо сочетаться друг с другом. Так, например, Отшельника может захватить роковая любовь (Драматический комплекс), а Покинутая будет терпеть всевозможные выходки нарцисса (комплекс Власти), и они будут считать это любовью.

Но, как говорил Юнг, осознание лишает комплексы своей силы. И в этом наше развитие, движение к самому себе настоящему, поиск близких подлинных отношений. На этом пути, полном горечи, разочарований, душевного труда, сопротивления, скрежета зубовного, нас должен кто-то поддержать, иначе велик соблазн повернуть назад. И этот кто-то будет специалист- психолог или психотерапевт.

Результат- проживание своей, а не чужой жизни стоит этих трудов, времени, душевных сил.

Комплексы и их влияние на взаимоотношения.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter