Рус Бел 简体中文 Eng

Адрес администрации:

220039, г.Минск, ул.Чкалова, 6

Телефон/факс:

+375 17 3970773

(приемная администрации)

Бельская Ольга Владимировна, психолог учреждения здравоохранения «Минский городской клинический центр  психиатрии и психотерапии»

Йогический взгляд на психическое здоровье

Жизнь без эмоций пресна и скучна. Мы можем радоваться и злиться, изумляться и негодовать, грустить и обожать, ненавидеть и восхищаться. При этом отрицательные эмоции накапливаются в организме, провоцировать эмоциональные переживания, которые могут привести к хроническому стрессу.

Постепенно эмоции буквально покидают нас, в итоге остается только чувство пустоты. Этот путь ведет к эмоциональному и профессиональному выгоранию.

В современном обществе синдром эмоционального выгорания отнюдь не редкое явление. Выражается эмоциональное выгорание в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной жизненной установке в отношении работы.

Также согласно масштабным исследованиям Всемирной организации здравоохранения за последние два десятилетия люди стали чаще умирать от неинфекционных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые заболевания, диабет и рак. Они являются основными причинами смертности в мире. Человечество за последние десятилетия очень продвинулось в материальном и техническом плане, но победить основных своих врагов так и не удалось. Всего этого можно избежать, заботясь о внутреннем балансе, считает индийский философ Прабхат Ранджан Саркар. Р. Саркар стал автором более 250 книг, предложив свои концепции развития истории, мировой экономики, сформулировал теорию неогуманизма. Поэтому  предлагаем Вашему вниманию зарубежный взгляд на сохранение психического здоровья в таких сложных жизненных условиях.

В рамках одной из своих теорий, теории прогрессивного использования (ПРАУТ), Саркар говорит о балансе физическое, психическое и духовном благополучии человеческих существ. Так называемая концепция праны или всесторонний баланс во всех трех сферах. Прана – это хорошо настроенное равновесие трех сфер жизнедеятельности человека. Согласно Саркару они должны быть уравновешены. Они в свою очередь состоят из нескольких компонентов, таких как питание, очищение, упражнение и отдых. Здоровье заключается в уравновешивании этих фаз. Дисбаланс любой из этих сфер ведет к дисбалансу другой, например, недостаточное внимание к физической или духовной сфере человека ведет к трудностям в психической сфере, в том числе к эмоциональному выгоранию. Таким образом у каждой из данных сфер психическую, физическую и духовную мы должны питать, очищать, упражнять и давать отдых.

Итак, начнем с физической сферы. Чтобы поддерживать нашу психику в гармоничном состоянии нам необходимо заботится о своем теле. Саркар говорит о правильном сбалансированном питании, достаточном использовании сырых фруктов и овощей в пищу, в том числе орехов и семян.  Рекомендуется выпивать не менее трех литров воды в день. Проводить больше времени на природе, наслаждаться солнечным светом и свежим воздухом. Ранние подъемы и ранние укладывания спать также способствуют благополучию нервной системы.

Упражняем тело мы адекватными нашим возможностям, комфортными физическими нагрузками.

Отдыхает тело во сне. Также рекомендуют время от времени давать отдых пищеварительной системе однодневной диетой на сырых фруктах или овощах. Между приемом пищи должны быть достаточные промежутки времени, чтоб дать время пищеварительной системе переварить еду. Во время еды не рекомендуется переедать, а наполнять свой желудок, как говорят на 2/3, чтобы вставать изо стола с легким чувством голода. Также необходимо помнить о регулярном питании. Давать телу возможность ничего не делать хотя бы один день в неделю. Также использовать для отдыха медитацию и релаксационные физические упражнения.

Очищается организм благодаря правильной работе кишечника. Этого можно добиться благодаря большого количества растительной пищи в рационе и разгрузочным дням. Также для нашего тела очень полезны сауны или бани. Это прекрасное средства выведения токсинов из нашего организма через кожу.

Теперь переходим к следующей сфере жизнедеятельности человека, к психической. Чем же мы ее питаем? Конечно позитивным мышлением, позитивными установками. Чаще вспоминайте о том, каких успехов Вы достигли, а не сколько неудач Вам пришлось пережить. Ставьте все новые и новые цели, пусть небольшие, но хвалите себя за них. Так формируется позитивная установка на успех и позитивное самовосприятие. Будьте ближе к природе, рядом с растениями, животными. Наслаждайтесь обществом людей, семьи и культурными достижениями человечества. Наслаждаетесь искусством и красотой в жизни в чем бы она не проявлялась.  Чувство миссии или цели, для чего мы живем, ощущение, что мы часть чего-то большого и значимого, очень важно в поддержании психологического благополучия. Ищите интерес в жизни, вдохновляйтесь ею и не забывайте играть. Это могут быть настольные игры или спортивные, игры в компании друзей или что-либо другое,что Вам по душе.

Упражнять или тренировать психическую сферу Саркар рекомендует соблюдением нравственных принципов. Эти принципы делятся на две категории. Первая категория регулирует взаимодействия с внешним миром и обществом. А принципы второй группы помогают наладить гармонию с собой. К первой группе относятся такие принципы, как непричинение вреда себе и живому вокруг, быть честным, не воровать, не накапливать лишнее и др. Ко второй группе относятся принципы чистоты во внешнем и внутреннем мире, внутренняя удовлетворенность тем, что есть при любых обстоятельствах, изучение духовной литературы и т.д. Помимо нравственных принципов тренируются психическая сфера учебой, работой, участием в общественных делах, планированием, управлением временем, творческим самовыражением, самонаблюдением, самоанализом и самоисследованием.

Отдыхает психическая сфера во сне, во время путешествий, развлечений, когда Вы смеетесь, не сравниваете себя с другими, храните совесть в чистоте и когда позволяете себе провести время наедине с собой, в молчании.

Очищается психическая сфера с помощью эмоциального освобождения:  через слезы, смех, танец, пение и поэзию, через самовыражение. Когда Вы решаетесь попросить прощение, если чувствуете вину, тем самым завершая конфликтные отношения и не носите негативные чувства в себе

Переходим к духовной сфере. Кормим и упражняем  духовную сферу мы медитацией или молитвой, посещением духовных или религиозных центров, общение с единомышленниками, с духовной компанией.

Очищается духовная сфера через прощение себя. Очищение происходит через ощущение освобождения после духовных практик, молитвы. Также благодаря бескорыстному служению людям и миру.

Отдыхает духовной сфера, считает Саркар, верой в то, что Бог всегда рядом с тобой. Он наблюдает за тобой и принимает тебя как свое дитя. Таким образом, мы отдыхаем духовной сферой, когда отдаем на волю высшего сознания решение своих насущных проблем. Это когда мы можем сказать: «Делай, что можешь и будь, что будет».

Надеюсь, такого рода взгляд на решение проблем психического здоровья и как результат эмоционального выгорания Вас заинтересовал. Надеюсь, часть пунктов могут быть Вам полезны в Вашей повседневной жизни.  Желаю Вам успехов в достижении сбалансированного состояния!

Литература.

  1. R. Sarkar (1984), Human Society . Vols. I and II. (AnandaMarga Publications, Calcutta, India).
  2. Sri Aurobindo (1970), The Human Cycle, The Ideal of Human Unity, War and Self-Determination, (Sri Aurobindo Ashram Trust), ISBN 81-7058-281-4(hardcover), ISBN 81-7058-014-5 (paperback)
  3. SohailInayatullah (2002), Understanding Sarkar: The Indian Episteme, Macrohistory and Transformative Knowledge. Leiden, Brill.
  4. SohailInayatullah (1999), Situating Sarkar, Tantra, Macrohistory and Alternative Futures. Maleny, Australia, GurukulPublications.
  5. SohailInayatullah and Jennifer Fitzgerald, eds., (1999) Transcending Boundaries: PrabhatRainjan Sarkar’s Theories of Individual and Social Transformation. Maleny, Australia, GurukulPublications.
  6. Johan Galtung and SohailInayatullah, eds., (1997), Macrohistory and Macrohistorians: Perspectives on Individual, Social and Civilizational Change. Wesport, Ct. Praeger.
  7. SohailInayatullah, Marcus Bussey and Ivana Milojevic, eds., (2006), Neohumanist educational futures: liberating the pedagogical intellect. Tamsui, TamkangUniversity, 2006.
  8. П. Р. Саркар «Неогуманизм: освобождение разума», «Публикации Ананда Марга (Россия)», 2007, ISBN 978-5-9749-0023-5
  9. С. И. Иваненко «Международная организация „Ананда Марга“ и её деятельность в Российской Федерации».
  10. Философия П. Р. Саркара.
  11. https://www.bbc.com/russian/news-55239393
  12. https://ru.wikipedia.org/wiki
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter