Рус Бел 简体中文 Eng

Адрес администрации:

220039, г.Минск, ул.Чкалова, 6

Телефон/факс:

+375 17 3970773

(приемная администрации)

Проект посвящен инновационному подходу к организации работы школьного музея как неотъемлемой части воспитательного пространства учреждения образования.

Предлагаемый комплексный поход к организации процесса взаимодействия участников образовательного процесса на основе технологии музейной коммуникации, применения эффективных форм и методов формирования и развития навыков позитивного, конструктивного взаимодействия, исследовательской и творческой деятельности, организации совместной социально-значимой деятельности педагогов, учащихся и их законных представителей позволит повысить качество воспитания, будет способствовать совершенствованию процесса формирования ключевых гражданских компетенций учащихся, усвоению и реализации ими позитивных общественных ценностей и установок, их социализации.

Гражданское воспитание учащихся сегодня отнесено к числу стратегических направлений деятельности учреждений общего среднего образования.

Развитие личности невозможно без формирования гражданственности, которая обуславливает формирование адекватного мировоззрения, определяет дальнейшую жизнедеятельность, гражданскую позицию и социальную активность. В работе учреждения образования все больше становится приоритетным формирование у учащихся способности адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, взаимодействовать друг с другом, развивая при этом навыки бесконфликтного, конструктивного поведения, необходимостью - поиск средств и методов, создающих оптимальные условия для самореализации учащегося.

Не вызывает сомнения тот факт, что музей обладает мощным информационным и ценностным потенциалом. «Музей способен дать человеку… опыт личного соприкосновения с реальностью истории и культуры, опыт переживания времени через пространство, содержащее зримые, соразмерные человеку и человеком порожденные ценности…» (М.Б. Гнедовский).

Сегодня в «век высоких технологий», в условиях глобальной информатизации общества, быстро развивающейся досуговой (игровой) сферы, погруженности учащихся в виртуальный мир, необходима такая организация работы школьного музея, которая бы интегрировала в себе познавательную, культурную и развлекательную функции.

Использование технологии музейной коммуникации в образовательном процессе позволяет решить следующие задачи:

пробудить (повысить) интерес у учащихся к поисковой, исследовательской, экскурсионной и проектной деятельности;

раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала, сочетать эмоциональное и интеллектуальное воздействие на учащихся;

сформировать навык у обучающихся видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей;

создать условия для реализации учащимися творческих возможностей, навыков исследовательской и проектной деятельности в конкурсном движении, научно-практических конференциях;

формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к ним посредством общения с музейными предметами, расширять возможности урочной деятельности и воспитательных мероприятий;

формировать компоненты гражданской направленности личности.

Принципы применения технологии музейной коммуникации отвечают требованиям современной воспитательной практики:

открытость – обеспечивает «вхождение» учащегося в музейное пространство, активизацию позиции в освоении культурно-исторической среды;

природосообразность – подразумевает соответствие тематики и направлений поиска возрастным особенностям учащегося, его интересам и потребностям;

интерактивность – предполагает моделирование жизненных ситуаций, совместное решение поставленных задач в условиях равнозначных позиций участников процесса;

образовательная комплементарность – связывает музейную деятельность с учебными дисциплинами (история, литература, обществознание, искусство).

Основными элементами коммуникативного пространства школьного музея и его интегрированности в воспитательное пространство УО являются:

экспозиционно-выставочная и культурно-образовательная деятельность;

применение интернет-технологий;

работа по продвижению школьного музея.

Использование предлагаемых видов деятельности и форм музейной коммуникации позволяет формировать традиции учреждения образования, способствует увеличению конкурсной активности учащихся и педагогов учреждения образования, активизации деятельности по презентации опыта учреждения образования по гражданскому и патриотическому воспитанию, росту посещаемости музея, развитию аспекта «гражданственность» у обучающихся и др.

Мы уверены, что предложенный проект организации воспитательного пространства на основе технологии музейной коммуникации, который будет интересен и полезен всем субъектам образовательных отношений, поможет сделать школьный музей открытым, доступным, интересным, современным и мобильным, вывести организацию процесса воспитания на качественно новый уровень.

1.     Наименование проекта: «Организация коммуникативного пространства школьного музея как эффективное средство формирования гражданских компетенций учащихся»
2.     Срок реализации проекта: 2 года
3.     Организация-заявитель, предлагающая проект: государственное учреждение образования «Средняя школа № 97 г. Минска»
4.     Цель проекта: совершенствование процесса формирования гражданских компетенций школьников через применение технологии музейной коммуникации в воспитательном пространстве учреждения образования
5.       Задачи, планируемые к выполнению в рамках реализации проекта:
5.1. организовать деятельность школьного музея на основе технологии музейной коммуникации;
5.2. ремонт (замена оконных блоков, и современное оснащение предметно-пространственной среды школьного музея оборудованием для возможности использования ИКТ в образовательном процессе (мультибордом, цифровой фото- и видеокамерами, цветным принтером, сетью wi-fi);
5.3. применять эффективные формы и методы формирования навыков у обучающихся бережного отношения к культурному и историческому наследию в процессе «общения» с музейными экспонатами с использованием современных информационных и интернет-технологий;
5.4. способствовать социализации учащихся через развитие навыков позитивного, конструктивного взаимодействия, обучение формам и приемам исследовательской и творческой деятельности;
5.5. организовать совместную социально-значимую деятельность педагогов, учащихся и их законных представителей школы и страны-партнера по воспитанию чувства гражданственности и патриотизма у обучающихся;
5.6. интегрировать коммуникативное пространство школьного музея с воспитательной средой учреждения образования;
5.7. обновление и пополнение экспозиции школьного музея экспонатами, исследовательскими работами, отражение событий в летописи музея.
6.      Целевая группа: учащиеся и педагоги средней школы № 97 г. Минска, учреждений образования г. Минска и их родители.
7.      Краткое описание мероприятий в рамках проекта:
7.1.     «общение» с музейными экспонатами с целью развития творческого потенциала учащихся, формирования его ценностных ориентаций, обучение формам и приемам исследовательской и творческой деятельности: музейные уроки, уроки-экскурсии, встречи с представителями Белорусского фонда мира,  работа объединений по интересам; квест-экскурсии, экскурсия «мастер-класс», игры («Найди экспонат», «Собери портрет», «Найди лишнее» и др.), акции «Музейное селфи», «Музей в подарок маме», конкурсы («История одного экспоната», «Семейная реликвия», «Пьедестал»), образовательные проекты «Музей своими руками» (музейная мастерская), «Музей-это круто!» (в 6-ой школьный день, каникулярный период), работа «Школы летнего экскурсовода», «Школы юного миротворца»;
7.2.     проведение социально-значимых акций: уход за памятными местами (палаточный лагерь в летний период), прием в ряды ДиМОО, музейные акции (Ко Дню знаний – 01.09, ко Дню города Минска – второе воскресенье сентября, ко Дню народного единства - 17.09, Дню мира – 21.09, Дню защитника Отечества - 23.02, Дню единения народов Беларуси и России – 02.04, Дню освобождения узников фашистских концлагерей – 11.04, Дню Победы – 09.05, Дню музеев – 18 мая, Дню Независимости Республики Беларусь– 03.07), слет юных миротворцев (апрель);
7.3.     создание виртуальных музейных коллекций и представление их в сети Интернет, обучение навыкам поиска информации, созданию содержательного контента: виртуальная экскурсия, виртуальный музейный квест с использованием QR-кодов, On-line трансляции, создание страниц в социальных сетях).
8. Общий объем финансирования (в долларах США): 16 000
Источник финансирования Объем финансирования (в долларах США)
Средства донора 16 000
9. Место реализации проекта (область/район, город): г. Минск, ул. Казинца,118
10. Контактное лицо: инициалы, фамилия, должность, телефон, адрес электронной почты Бандик Г.И., директор ГУО «Средняя школа № 97 г. Минска», тел.: +375(17) 270 11 43; sch97@minskedu.gov.by

Humanitarian Project

"Organization of the Communicative Space of the School Museum as an Effective Means of Forming Students' Civic Competencies"

The project is dedicated to an innovative approach to organizing the work of a school museum as an integral part of the educational space of the educational institution.

The proposed comprehensive approach to the organization of the process of interaction between participants in the educational process based on the technology of museum communication, the use of effective forms and methods for the formation and development of skills for positive, constructive interaction, research and creative activities, the organization of joint socially significant activities of teachers, students and their legal representatives will increase the quality of education, it will contribute to the improvement of the process of formation of key civic competencies of students, the assimilation and implementation of positive social values ​​and attitudes, as well as their socialization.

Civic education of students today is classified as one of the strategic directions of activity of institutions of general secondary education.

Personal development is impossible without the formation of citizenship, which determines the formation of an adequate worldview, determines further life, citizenship and social activity. In the work of an educational institution, the formation of students' ability to adapt to changing life situations, independently acquire knowledge and apply it in practice, interact with each other, while developing the skills of conflict-free, constructive behavior, is becoming a priority, while the search for means and methods that create optimal conditions for student self-realization is becoming a need.

There is no doubt that the museum has a powerful informational and valuable potential. “The museum is able to give a person ... the experience of personal contact with the reality of history and culture, the experience of experiencing time through a space containing visible, proportionate to man and man-generated values ​​...” (M.B. Gnedovsky).

Today, in the "age of high technologies", in the context of global informatization of society, rapidly developing leisure (game) sphere, students' immersion in the virtual world, it is necessary to organize the work of the school museum, which would integrate cognitive, cultural and entertainment functions.

The use of museum communication technology in the educational process allows solving the following tasks:

to arouse (increase) the interest of students in search, research, excursion and project activities;

to reveal the significance and practical meaning of the material being studied, combine the emotional and intellectual impact on students;

to form the skill of students to see the historical and cultural context of the surrounding things;

to create conditions for students to realize their creative abilities, skills of research and project activities in the competitive movement, scientific and practical conferences;

to form an understanding of the relationship of historical eras and their involvement in them through communication with museum exhibits, to expand the possibilities of lesson activities and educational events;

to form components of the civic orientation of the personality.

The principles of using museum communication technology meet the requirements of modern educational practice:

openness - ensures the “entry” of the student into the museum space, the activation of the position in the development of the cultural and historical environment;

natural conformity - implies the correspondence of the subject and directions of the search to the age characteristics of the student, his interests and needs;

interactivity - involves the modeling of life situations, the joint solution of tasks in the conditions of equivalent positions of the participants in the process;

educational complementarity - connects museum activities with academic disciplines (history, literature, social science, art).

The main elements of the communicative space of the school museum and its integration into the educational space of the educational institution are:

exposition and exhibition activities, cultural and educational activities;

application of Internet technologies;

the promotion of the school museum.

The use of the proposed types of activities and forms of museum communication makes it possible to form the traditions of the educational institution, contributes to an increase in the competitive activity of students and teachers of the educational institution, intensification of activities to present the experience of the educational institution in civic and patriotic education, increase in museum attendance, development of the "citizenship" aspect among students, etc.

We are confident that the proposed project for organizing educational space based on museum communication technology, which will be interesting and useful to all subjects of educational relations, will help make the school museum open, accessible, interesting, modern and mobile, and bring the organization of the educational process to a qualitatively new level.

1. Name of the project: "Organization of the communicative space school museum as an effective means of forming students' civic competencies"
2. Project implementation period: 2 years
3. Applicant organization proposing the project: State Educational Institution “Secondary School No. 97 of Minsk”
4. Purpose of the project: improvement of the process of formation of civic competencies of schoolchildren through the use of museum communication technology in the educational space of an educational institution
5. Tasks planned for implementation within the framework of the project:
5.1. to organize the activities of the school museum on the basis of museum communication technology;
5.2. repairing of windows, modern equipment, equipping the subject-spatial environment of the school museum with equipment for the possibility of using ICT in educational process (multiboard, digital photo and video cameras, color printer, Wi-Fi network);
5.3. to apply effective forms and methods of developing skills in students of respect for cultural and historical heritage in the process of "communication" with museum exhibits using modern information and Internet technologies;
5.4. to promote the socialization of students through the development of positive, constructive interaction skills, teaching the forms and methods of research and creative activity;
5.5. to organize joint socially significant activities of teachers, students and their legal representatives of the school and educational institution of the city of the partner country to instill a sense of citizenship and patriotism among students;
5.6. to integrate the communicative space of the school museum with the educational environment of the educational institution;
5.7. renovation and replenishment of the exposition of the school museum with exhibits, research work, reflection of events in the annals of the museum.
6. Target group: students and teachers of secondary school No. 97 in Minsk, students` parents, educational institutions in Minsk.
7. Brief description of activities within the framework of the project:
7.1. “communication” with museum exhibits in order to develop the creative potential of students, form their value orientations, teaching the forms and methods of research and creative activity: museum lessons, excursion lessons, meetings with the representatives of the Belarusian Peace Foundation, the work of interest clubs; quest tours, excursion "Master Class", games ("Find an Exhibit", "Assemble a Portrait", " Odd Thing Out  ", etc.), promotions "Museum Selfie", "Museum as a Gift to Mother", competitions ("The History of One Exhibit", "Family Heirloom", "Pedestal"), educational projects “Museum with Your Own Hands” (museum workshop), “Museum is Cool!” (on the 6th school day, vacation period), the work of the "School of the Summer Guide", "School of the Young Peacemaker";
7.2. carrying out socially significant actions: taking care of memorable places (tent camp in the summer), admission to the ranks of the Children's and Youth Public Associations), museum actions (to the Day of Knowledge – 1 September, to the Day of the City of Minsk - the second Sunday of September, to the National Unity Day– 17 September, to the Day of Peace – 21 September, Defender of the Fatherland Day – 23 February, Day of Unity of the Peoples of Belarus and Russia – 2 April, Day of Liberation of Prisoners of Nazi Concentration Camps – 11 April, Victory Day – 9 May, Museum Day – 18 May, Independence Day of the Republic of Belarus – 3 July), gathering of young peacekeepers (April);
7.3. creation of virtual museum collections and their presentation on the Internet, training in information search skills, creation of meaningful content: virtual tour, virtual museum quest using QR codes, on-line broadcasts, creation of pages in social networks).
8. Total amount of financing (in USD):  $ 16,000
Funding source Amount of funding (in USD)
Donor funds $ 16,000
9. Place of project implementation (region/district, city): Minsk, st. Kazintsa, 118
10. Point of contact: (initials, surname, position, phone number, e-mail address) Galina I. Bandik, Headmaster of the State Educational Institution “Secondary School No. 97 of Minsk”, tel.: +375 (17) 270-11-43; sch97@minskedu.gov.by
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter