Рус Бел 简体中文 Eng

Адрес администрации:

220039, г.Минск, ул.Чкалова, 6

Телефон/факс:

+375 17 3970773

(приемная администрации)

О порядке и сроках представления статистической декларации

Минская региональная таможня напоминает о порядке и сроках представления статистической декларации.

Согласно положениям пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке исполнения внешнеторговых договоров» (далее – Указ № 178) резиденты обязаны представить статистическую декларацию по отгрузкам (поступлениям) товаров, совершение таможенных операций в отношении которых не производится, в виде электронного документа в таможенный орган в порядке и случаях, которые определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.09.2020 № 533 «О статистическом декларировании товаров» (далее – постановление № 533), постановлением Государственного таможенного комитета от 26.01.2012 № 2 «О статистическом декларировании товаров».

В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 постановления № 533 статистическая декларация представляется не позднее семи рабочих дней с момента поступления товара (для импортных статистических деклараций) и не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным (для экспортных статистических деклараций), по одному и более фактам отгрузок (поступлений) товаров, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 3000 евро и более, за отчетный календарный месяц в рамках:

- внешнеторгового договора[1], предусматривающего возмездную передачу товаров;

- сделки с нерезидентом, за исключением сделки, не связанной с перемещением товаров через Государственную границу Республики Беларусь[2].

При этом приложением № 2 к Указу №178 определен перечень внешнеторговых операций, на которые действие Указа № 178 не распространяется, и, соответственно, представление статистической декларации не требуется.

Таким образом, в случае если стоимость товара по одному и более фактам поступлений товаров за отчетный календарный месяц в рамках одного внешнеторгового договора либо сделки с нерезидентом, указанных в части первой подпункта 1.2 пункта 1 постановления № 533, составляет сумму, эквивалентную 3000 евро и более, в отношении всех фактов поступления товаров требуется представление статистической декларации в порядке, установленном постановлением № 533.

[1] Внешнеторговый договор - валютный договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров (в том числе по договорам комиссии и договорам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу Республики Беларусь), имущества в аренду (в том числе по договорам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу Республики Беларусь), нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, возмездное выполнение работ, оказание услуг (пункт 2 приложения  1 к Указу № 178).

[2] Под сделкой подразумевается сделка в случаях, указанных в пункте 4 приложения  1 к Указу № 178. 


Об изменениях законодательства в сфере оборота алкогольных напитков

Минская региональная таможня информирует, что с 11.07.2024 вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее – Закон), внесенные Законом Республики Беларусь от 05.01.2024 № 345-З, а также изменения в Положение об акцизных марках для маркировки алкогольных напитков, ввозимых на территорию Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2008 № 618 «Об обороте алкогольных напитков» (далее – Положение), внесенные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.06.2024 № 427.

Согласно изменениям в Закон право на осуществление импорта алкогольных напитков, включенных в перечень алкогольных напитков, определяемый Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, и на осуществление импорта которых не распространяется исключительное право государства, имеют только юридические лица, размер сформированного уставного фонда которых составляет не менее 24 000 базовых величин. Ранее размер сформированного уставного фонда должен был составлять не менее 250 000 евро.

Согласно изменениям, внесенным в Положение, денежные средства, внесенные импортером алкогольной продукции на текущий (расчетный) банковский счет, открытый для зачисления платежей в бюджет, контроль за уплатой которых осуществляется таможенными органами, в качестве обеспечения исполнения обязанностей лиц, осуществляющих деятельность в области производства и (или) импорта алкогольных напитков, зачитываются таможней, реализовавшей акцизные марки, в счет авансовых платежей в течение трех рабочих дней со дня представления импортером алкогольной продукции отчета об использовании акцизных марок. Только после проведения такого зачета импортер алкогольной продукции вправе осуществить возврат и (или) зачет авансовых платежей в порядке, определенном законодательством о таможенном регулировании или использовать их в качестве обеспечения исполнения обязанностей лиц, осуществляющих деятельность в области производства и (или) импорта алкогольных напитков.

Также, введена норма, предусматривающая возможность осуществления зачета стоимости неиспользованных акцизных марок, подлинность которых установлена, в счет денежных средств, подлежащих внесению в качестве оплаты стоимости акцизных марок, путем указания сведений об оплате стоимости акцизных марок при очередной подаче импортером алкогольной продукции заявления, в случае, если в отношении таких денежных средств не производился возврат.


Профилактическое информирование – приоритетное направление взаимодействия с бизнесом

Одним из направлений деятельности таможенных органов Республики Беларусь является проведение таможенного контроля после выпуска товаров, целью проведения которого является выявление и пресечение правонарушений после таможенного оформления товаров.  

В настоящее время в практике взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности все чаще встречается такая форма, как направление информации о признаках нарушения таможенного законодательства, или профилактическое информирование. Данный подход направлен, прежде всего, на минимизацию вмешательства в хозяйственную деятельность участников внешнеэкономической деятельности и предупреждение нарушений в сфере таможенного регулирования.

Взаимодействие таможенных органов с подконтрольными лицами в форме профилактического информирования регламентировано статьей 278 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 года №129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон), а также постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 14.06.2022 №52 «О взаимодействии таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности» (далее – постановление).

Постановлением определено, что таможенный орган при выявлении признаков нарушений таможенного законодательства участниками внешнеэкономической деятельности направляет подконтрольному лицу информацию о таких выявленных после выпуска товаров признаках, а также о способах их устранения.

Выявление признаков нарушений таможенного законодательства происходит, как правило, по результатам таможенного анализа информации – меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля, заключающейся в получении информации о возможных рисках, а также оценке таких рисков (без проведения посттаможенного контроля в отношении участника внешнеэкономической деятельности в установленных таможенным законодательством формах). Данная мера в первую очередь касается незначительных нарушений и регулируется с применением системы управления рисками.

Профилактическое письмо таможенного органа содержит информацию о конкреных признаках нарушения, о товаре, в отношении которого установлены признаки, с указанием номера и даты регистрации декларарации на товар, в соответствии с которой товар помещен под таможенную процедуру. При этом в письме в обязательном порядке излагается позиция таможенного органа с обоснованием, а также рекомендации по устранению выявленных признаков нарушений таможенного законодательства и предписания о порядке действий в случае несогласия с выявленными признаками нарушений.

Подготовкой информации о признаках нарушения таможенного законодательства в таможнях Республики Беларусь занимаются отделы таможенной стоимости и посттаможенного контроля, независимо от направления контроля или темы предполагаемого нарушения (включая вопросы классификации товаров, применения тарифных преференций, контроля таможенной стоимости, льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдения запретов и ограничений и т.д.).

При этом, поскольку таможенными органами в рамках фунционирования центра электронного декларирования успешно реализован механизм распределения нагрузки и совершения таможенных операций во всех таможнях Республики Беларусь (независимо от места регистрации субъекта хозяйствования),  таможенный орган, направивший информацию о признаках нарушений таможенного законодательства, может отличаться от таможенного органа, в котором зарегистирована декларация на товары.

Информация о признаках нарушений таможенного законодательства не является решением таможенного органа. Таким образом, в случае несогласия подконтрольного лица с выявленными таможенным органом признаками нарушений таможенного законодательства субъект хозяйствования может подтвердить правомерность своих действий, представив в срок не позднее одного месяца со дня направления таможенным органом информации документы и сведения, подтверждающие отсутствие нарушений.

В случае же согласия с выявленными таможенным органом признаками нарушений таможенного законодательства участник внешнеэкономической деятельности самостоятельно принимает меры по устранению таких нарушений и информирует об этом таможенный орган. Иными словами, декларанту надлежит обратиться в порядке, определенном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии», в таможенный орган, в котором зарегистрирована декларация на товары.

При этом поскольку таможенный орган, направивший информацию о признаках нарушений таможенного законодательства, может отличаться от таможенного органа, в котором зарегистирована декларация на товары, рекомендуем декларанту в графе 44 корректировки декларации на товары указывать исходящий номер и дату письма таможни, направившей информацию о признаках нарушения таможенного законодательства, а также входящий номер и дату регистрации в таможенном органе, в котором зарегистрирована декларация на товары, обращения декларанта о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары.

В силу положений пункта 5 статьи 37 Закона при добровольной уплате таможенных пошлин, налогов, а также иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, размер пеней, начисленных на суммы таких платежей, снижается на 50%.

Дополнительно информируем, что при заполнении корректировки декларации на товары сведения о начислении пеней и (или) процентов в отношении декларируемых товаров указываются в графе 47 товара № 1 декларации на товары.

Следует отметить, что если в установленный постановлением срок субъектом хозяйствования не представлена информация о согласии либо несогласии с выявленными признаками нарушений таможенного законодательства и (или) не приняты меры по устранению таких нарушений, таможенный орган принимает меры по минимизации выявленных рисков в соответствии со статьей 282 Закона. Например, таможенным органом в указанных случаях может быть проведен таможенный контроль после выпуска товаров в иных формах, например, в форме таможенной проверки, либо приняты иные меры.

В результате изменений правовой базы в части взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности наблюдается трансформация подходов и упрощение взаимодействия с подконтрольными лицами на этапе после выпуска товаров.

Деятельность таможенных органов в сфере профилактики и предупреждения нарушений при проведении посттаможенного контроля позволяет создать благоприятную среду для бизнеса, минимизировать вмешательство государственных органов в деятельность субъектов хозяйствования, что в совокупности способствует развитию экономики государства.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter