УЧЕТ НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ
ВОПРОС: Куда в г.Минске необходимо обращаться с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?
ОТВЕТ: С заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо обращаться в службу «одно окно» администрации района, на территории которого гражданин зарегистрирован по месту жительства.
Если обращаются супруги, зарегистрированные в разных районах города, то они имеют право обратиться в администрацию района по месту жительства одного из супругов по их выбору.
ВОПРОС: Какие документы необходимо представить при подаче заявления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?
ОТВЕТ: Пунктом 4 ст. 40 Жилищного кодекса Республики Беларусь определен перечень документов, которые представляются (запрашиваются) при подаче гражданами заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом одновременно с заявлением граждане обязаны представить:
паспорта граждан Республики Беларусь или иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
документы, подтверждающие право на внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения, – в случае наличия такого права;
сведения о доходе и имуществе каждого члена семьи – при принятии на учет граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования в зависимости от их дохода и имущества.
Иные, предусмотренные законодательством документы, запрашиваются администрациями районов у соответствующих организаций в 3-дневный срок со дня подачи заявления.
В случаях, если законодательством предусмотрена плата за выдачу документов, такие документы (например, справки о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в г.Минске и населенных пунктах Минского района) запрашиваются после внесения гражданином платы за их выдачу.
ВОПРОС: Если гражданин зарегистрирован в г.Минске по месту пребывания, может ли он быть принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в столице?
ОТВЕТ: Для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в г.Минске необходимо иметь регистрацию по месту жительства в столице.
ВОПРОС:Какие льготы при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий имеют молодые специалисты?
ОТВЕТ: Согласно пп. 1.4. п. 1 ст. 37 Жилищного кодекса Республики Беларусь молодые специалисты, получившие профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, прибывшие в г.Минск по распределению, либо направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), независимо от даты их прибытия, при наличии оснований принимаются на учет без установленного 10-летнего ограничительного срока регистрации по месту жительства в г.Минске либо работы в организациях, расположенных в столице.
При этом таким правом они могут воспользоваться в период действия статуса молодого специалиста (согласно п. 5 ст. 83 Кодекса Республики Беларусь об образовании выпускники, работающие по распределению, являются молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими) в течение срока обязательной работы по распределению).
ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ
ВОПРОС: Можно ли произвести отчуждение квартиры, построенной с привлечением льготного банковского кредита?
ОТВЕТ: Данный вопрос урегулирован подпунктом 1.18 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее - Указ), согласно которому в течение пяти лет с момента досрочного погашения льготного кредита отчуждение построенной с привлечением такого кредита квартиры может быть осуществлено только районной администрации в г.Минске, на территории которой она находится.
Только в исключительных случаях, перечисленных в части 2 подпункта 1.18 пункта 1 Указа, в случае отказа администрации от покупки такой квартиры, может быть дано разрешение на ее отчуждение иному лицу.
Такими случаями являются:
-улучшение жилищных условий собственником жилья путем строительства, реконструкции или приобретения жилого помещения;
-переезд в другую местность, расторжение брака, смерть собственника жилья.
ВОПРОС: Можно ли воспользоваться государственной поддержкой в случае самостоятельного заключения договора создания объекта долевого строительства?
ОТВЕТ: В законодательстве содержится обязательное условие предоставления государственной поддержки в виде льготных банковских кредитов, субсидий - соблюдение очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пп. 1.9 п. 1
Указа № 13; пп. 1.14 п. 1 Указа № 240).
Кроме того, субсидии на погашение коммерческих кредитов могут быть предоставлены только на строительство или реконструкцию жилья. На приобретение жилого помещения такой вид государственной поддержки не предусмотрен.
В случае самостоятельного строительства квартиры либо приобретения жилого помещения на вторичном рынке недвижимости правовые основания для предоставления государственной поддержки отсутствуют.
ВОПРОС: В каких случаях разрешается предоставление части (доли в праве собственности) жилого помещения, построенного с привлечением льготного кредита, по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда? (бывшая супруга обратилась в службу «одно окно» администрации с заявлением о даче разрешения предоставить две изолированные жилые комнаты в квартире по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда, в связи с расторжением брака).
ОТВЕТ: В соответствии с подпунктом 1.20 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» предоставление жилых помещений (их частей) по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда или по договору аренды жилого помещения, построенных (реконструированных) или приобретенных с привлечением льготного кредита, до полного его погашения не допускается, а в исключительных случаях, к числу которых относится расторжение брака, осуществляется с разрешения соответствующего районного, городского исполнительного и распорядительного органа, местной администрации без согласия залогодержателей.
Для принятия такого решения местным исполнительным и распорядительным органом запрашиваются документы, предусмотренные подпунктом 1.1.28 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 №200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан». При этом для осуществления указанной административной процедуры письменное согласие других участников общей долевой собственности не требуется.
С учетом названных норм законодательства может быть принято решение о разрешении в связи с расторжением брака, в порядке исключения, предоставить две изолированные жилые комнаты по договору найма.
Письменное согласие бывшего супруга для рассмотрения указанного вопроса в соответствии с вышеприведенным законодательством не требуется.
Вместе с тем письменное согласие всех участников общей долевой собственности требуется на стадии регистрации договора найма жилого помещения частного жилищного фонда.
АРЕНДНОЕ ЖИЛЬЕ
ВОПРОС: Ведется ли отдельный учет граждан на получение арендного жилья?
ОТВЕТ: Ведение отдельного учета граждан, желающих получить арендное жилье, законодательством не предусмотрено.
ВОПРОС: Где можно узнать о наличии свободного арендного жилья?
ОТВЕТ: Информация о наличии арендного жилья (место нахождения, характеристика, размер оплаты) и сроке обращения с заявлением о его получении размещается администрацией района г.Минска на информационных стендах в администрации района, официальном сайте администрации и Мингорисполкома.
ВОПРОС: Можно ли заявление о предоставлении арендного жилья подать онлайн в электронном виде?
ОТВЕТ: Перечень административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг, установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.05.2020 № 271. В указанный перечень административная процедура о предоставлении арендного жилья не включена, в связи с чем не может быть осуществлена на основании заявления, поступившего в электронном виде.
ВОПРОС: Может ли иногородний житель претендовать на получение арендного жилья в г.Минске?
ОТВЕТ: Может. Заявления о предоставлении арендного жилья граждане вправе подавать в установленном порядке в любом населенном пункте Республики Беларусь.
ВОПРОС: Можно ли обменять арендную квартиру на иную?
ОТВЕТ: Согласно статье 75 Жилищного кодекса Республики Беларусь арендное жилье обмену не подлежит.
Вместе с тем наниматель жилого помещения вправе с письменного согласия совершеннолетних членов его семьи, проживающих совместно с ним, обратиться с заявлением о предоставлении ему жилого помещения государственного жилищного фонда меньшего размера взамен занимаемого. В таком случае этому нанимателю при наличии возможности предоставляется иное жилое помещение на условиях ранее заключенного договора найма меньшего размера взамен занимаемого.
ВОПРОС: В каких случаях возможно включение арендного жилья в состав жилых помещений социального пользования?
ОТВЕТ: В соответствии со статьей 113 Жилищного кодекса Республики Беларусь право на включение арендного жилья в состав жилых помещений социального пользования имеют наниматели, относящиеся к лицам, указанным в подпунктах 1.1–1.12 пункта 1 статьи 105 данного Кодекса, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в отношении которых не принималось решение об эмансипации и которые не вступили в брак.
В частности, к таким лицам относятся:
граждане, имеющие заболевания, и граждане, в составе семей которых есть дети, имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным их совместное проживание с другими гражданами в одной комнате или однокомнатной квартире;
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий на территории других государств из числа категорий граждан, указанных в статьях 2 и 4 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1594-XII «О ветеранах»;
инвалиды с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий;
граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями;
неработающие одинокие инвалиды I и II группы и неработающие одинокие пенсионеры, граждане, достигшие общеустановленного пенсионного возраста;
граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды;
Малообеспеченные:
инвалиды I и II группы;
граждане, проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, которым при переосвидетельствовании установлена III группа инвалидности (инвалидность снята) или которые признаны в установленном порядке дееспособными;
пенсионеры, граждане, достигшие общеустановленного пенсионного возраста;
многодетные семьи, а также матери, которым присвоено звание «Мать-героиня» или которые награждены орденом Матери, орденом «Материнская слава» либо медалью «Медаль материнства»;
граждане, взявшие на воспитание троих и более детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей;
ветераны боевых действий на территории других государств;
члены семей погибших (умерших) граждан, указанных в статье 22 Закона Республики Беларусь «О ветеранах».
Для реализации данного права не требуется пребывание граждан на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и для подачи соответствующего заявления необходимо обращаться в службу «одно окно» администрации района по месту жительства.